Мастер-класс по батику: панно “Золотая Рыба”

Рыба Баптист Мастер-класс в технике холодного батика мы выполним по работе канадского художника Daniel Jean-Baptist. Он любит изображать экзотических обитателей Карибского моря. И очень преуспел в этом.
Назовем ее предварительно «Золотая Рыба».

Нам потребуются:

  • рама раздвижная (или готовая рамка) под размер 30х40 см
  • малярная лента для оклейки рамы (бумажный скотч)
  • стол для работы, желательно в хорошо освещенном месте, подойдет обеденный стол на кухне (в то время, когда домочадцы сыты) или любой другой стол, накрытый светлой клеенкой, желательно без рисунка (я использую старый стол без клеенки)
  • фартук для защиты одежды или старая футболка, которую не жаль испортить, если на нее капнет краска (она не отмоется)
  • шифон белого цвета (шелк искусственный или натуральный, размер отреза 30х40 см)
  • кнопки-гвоздики (канцелярские с круглой тонкой ножкой)
  • резерв по шелку смываемый Decola (Декола) в тюбике, контур золотой Decola
  • шаблон-эскиз на бумаге
  • краски Decola (Декола): желтая темная, красная, темно-синяя
  • кисти синтетические (или натуральные) № 3, 5-7
  • банка или любая емкость для воды, в которой будем прополаскивать кисти
  • салфетка для протирки кисти, рук, стола (старая тряпочка или бумажные салфетки)
  • белая хлопчато-бумажная ткань (через которую вы гладите вещи утюгом)
  • утюг и гладильная доска
  • подрамник для натягивания готовой работы
  • рама-багет для оформления готовой работы
  • свободное место на стене квартиры для размещения Вашего шедевра
  • восхищенные оценки родных и друзей.

Приготовив все необходимое для удобной работы, собираем на столе раму, оклеиваем ее бумажным скотчем для того, чтобы рама не испачкалась краской (на фото видно, что рама ранее не оклеивалась, поэтому приобрела неприглядный вид, а при последующих работах шелк может быть испорчен старой краской). Сразу прошу прощения за некачественные фотки, буду стараться, исправлюсь.

Отрез шелка предварительно необходимо подготовить, простирав в слабом растворе любого моющего средства, затем тщательно прополоскать в воде и высушить. Это требуется для того, чтобы вымылся аппрет из ткани и не мешал хорошей впитываемости красок в шелк. Натягиваем подготовленный отрез шелка на раму. Закрепляем один угол ткани, затем остальные три угла. Все стороны шелка, равномерно натягивая, закрепляем кнопками примерно через каждые 5 см, не перекашивая ткань, для этого крепления делаем попеременно на противоположных сторонах рамы. В процессе натяжения проверяйте рукой – ткань должна пружинить. Хорошее натяжение шелка необходимо для качественной работы, ткань после нанесения краски намокнет и при плохом натяжении  провиснет, работать станет неудобно. Резерв и контур на плохо натянутую ткань качественно нанести не получится.

рама ткань

Прозрачность шелка позволяет нам подложить шаблон-эскиз снизу и нанести рисунок резервом (если боитесь делать это сразу, то можете сначала сделать рисунок карандашом на ткани, а затем уже обвести его резервом).

Начинать работу резервом желательно с верхнего левого угла (если вы правша), и вести линии вниз и вправо, чтобы случайно не смазать рукой или рукавом одежды  то, что уже нанесено и еще не высохло (конечно, лучше работать в одежде с коротким рукавом).

Аккуратно ведем носик тюбика по линиям шаблона, слегка надавливая на тюбик, чтобы резерв выходил равномерно, без прерываний. Если образуются капли на носике, их нужно вытереть тряпочкой. Таким образом, обводим весь рисунок резервом. После этого резерв должен полностью высохнуть, ведь он водорастворимый, а краски Decola, которые мы используем в этой работе, на водной основе, поэтому невысохший резерв можно нарушить красками и испортить работу в самом начале. Давайте не будем торопиться.

Пусть резерв сохнет, рука отдохнет, а мы пойдем попьем чаю. Если все-таки хочется продолжить работу побыстрее, то можно будет подсушить рисунок на ткани феном и заняться подготовкой воды и красок.

После высыхания резерва проверим линии на просвет или перевернем раму: с изнанки линии на шелке должны быть видны также хорошо как и с лицевой стороны. Если есть разрывы, то их нужно устранить нанесением резерва.

Приступаем к окрашиванию. Включим спокойную тихую музыку, забудем обо всех проблемах и делах, родных попросим не беспокоить, на телефон не реагируем – перезвонят. Краски на ткани сохнут ОЧЕНЬ быстро. Поэтому на данном этапе задумываться некогда. Перед нами нанесенный резервом рисунок, готовый к окрашиванию. Посмотрите на оригинал, подумайте, в каком порядке вы будете наносить краски на ткань. Рекомендуется начинать со светлых оттенков, т.к. легче будет исправить ошибки, если они случатся. Итак, смело берите кисть и начинайте.

См. на фото последовательность работы.

Окрашиваем участки желтым, там, где требуется по замыслу, добавляем ма-а-аленькие капельки красного, растушевываем, получаем оттенки желто-оранжево-красные.

Для получения зеленого цвета – на желтый накладываем сверху совсем немного синей краски (почти «сухой» кистью), растушевываем, добавляем желтого или синего в зависимости от результата.

 

 

Если что-то получается не так, как вам хочется, не расстраивайтесь, потом скажете, что это авторский замысел. В общем, смотрим фото и красим дальше.

 

 

Глаза покрасим синим, добавим красного, снова синим, так чтобы получился глубокий, почти черный цвет.

 

 

 

Предварительно для зрачка был сделан кружочек резервом, он остался белым.

 

 

 

Как раскрасить «воду» вокруг Рыбы?

Предварительно смочив участок ткани мокрой кистью, пятнами наносим синюю краску, пятна не соприкасаются друг с другом. Краска постепенно растекается, снова в центр пятна наносим синюю краску, и так 3-4 раза. В итоге у вас должны образоваться неравномерно окрашенные сине-голубые пятна, и между ними промежутки белого. Получаем имитацию морской воды.  Посмотрите, как это делает сам Daniel Jean Baptiste:

Раскрасили. Сушим, можно феном помочь. Еще раз выпьем чайку-кофейку. Теперь можно расслабиться, отдохнуть.

Акриловые краски Декола сохнут быстро. Их можно закреплять сразу после высыхания. Поэтому снимаем шелк и проглаживаем работу (желательно с обратной стороны) горячим утюгом через х/б ткань несколько раз. Любуемся. Идем слегка простирать шелк в моющем средстве, чтобы смыть резерв, трем аккуратно, без фанатизма, лишняя краска немного уйдет. Итак резерв смыт, остались белые линии на ткани. Сушим, снова немного прогладим.

Опять натягиваем на раму для украшения золотым контуром

На белые линии, оставшиеся от резерва, аккуратно наносим контур. Если контур сильно вытекает из тюбика, убирайте излишки тряпочкой. Обводим всё, сушим контур.

 

 

золотая рыба

Оформление панно. Снимаем расписанный шелк с рамы. Ответственный момент. Желательно оформить панно сразу, не откладывать в долгий ящик. Доведите дело до конца, насладитесь результатом успешно выполненной работы в технике батик, ведь вы об этом мечтали!..

 

 

Полностью оформить работу вам помогут в багетной мастерской. Смотрите примерные варианты:

Я делаю это почти сама. Для натяжения шелка нам нужен подрамник. Покупаю на строительном рынке деревянные рейки сечением 10х20 мм, прошу продавца разрезать их под нужный размер, чуть меньше нашей работы (у меня получилась роспись  28х38 см. У продавца найдется инструмент «стусло», которым он нарежет вам рейки под углом для соединения в подрамник. Дома нужно скрепить рейки мебельным степлером по углам, с обеих сторон подрамника. В ближайшее время выложу запись о том, как это сделать своими руками.

Натягиваем и закрепляем расписанную ткань  с помощью того же мебельного степлера, аккуратно, но достаточно туго, чтобы шелк не провисал, но и не порвался. Это надо научиться делать хорошо самим (багетчики не всегда правильно это делают). А багетную раму придется заказать, от нее очень зависит внешний вид панно. С обратной стороны должны быть крепления для шнура. Вешаем на стену.

Итак, работа готова. Рыба действительно получилась золотой. Надеюсь, что вы довольны результатом. Я с нетерпением жду ваши комментарии и фотографии панно. Также в процессе работы вы можете присылать свои вопросы по по форме обратной связи.

Советы:

  • Вместо оклейки бумажным скотчем можно на натянутой ткани резервом провести вдоль рамы контур, за который краска не пройдет, поэтому рама всегда будет оставаться чистой.
  • Совет для тех, у кого пока нет мастерской для творчества:  краски и банку при работе рекомендую поставить, например, на небольшой поднос или в крышку от коробки обуви, при случайном разливании не будет испорчен стол, что у меня случалось иногда. К тому же, краски при надобности будет легко передвинуть или перенести одновременно.
  • На первых порах, пока испытываете трудности с оформлением, старайтесь делать работы под стандартные размеры рамок, которые продаются в магазинах в готовом виде, крашеные и некрашеные. Размеры (см): 30х30, 40х40, 30хх40, 40х50, 50х60, 50х70 и т.д. Готовые рамки у себя в городе я покупаю в магазинах Леруа Мерлин, Ашан, Икеа, Кастораме, в магазинах товаров для творчества. К сожалению, не во всех населенных пунктах есть такие магазины. Но найти выход всегда  можно. Найдется или мастер, или отдел в детских магазинах с подобным товаром, канц. товарах, интернет-магазинах.
  • Если размер готовой работы получился нестандартный, или вы хотите заказать особенную раму, то обращайтесь в багетную мастерскую. В строительном гипермаркете Леруа Мерлин, например, есть своя багетная мастерская, там вы платите только за багет, работа мастера – в подарок. Но подрамники они не делают, шелк не натягивают. Вы сами должны сделать подрамник, натянуть шелк и придти в Леруа с готовой работой. Под нее мастер подберет багет и сделает ваш заказ.

Успехов и до встречи!

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki

Еще посмотреть:

Материалы и инструменты для росписи
Как красиво завязать шарф или платок
"Недетские сказки Японии" Кэндзи Миядзава
Навигация

Следующая статья:

Остались вопросы? Звони мне по телефону +7(123) 456-7890 или на Skype: @internet-king