Техники росписи тканей

Основными техниками росписи тканей считаются: горячий, холодный, узелковый батик и свободная роспись (примеры смотрите ниже).

Эти техники могут сочетаться в одной работе и  дополнительно применять другие приемы и эффекты, например, роспись по-сырому, солевые эффекты и др.

Принципиальное различие горячего и холодного батика в том, что в качестве резерва, разделяющего красители, в одном случае используется горячий воск, а в другом — не требующий нагревания «холодный» резерв-гутта, (как вариант — водорастворимый резерв). Отсюда и современное название этих техник. Эти две техники контурные: рисунок или контур наносится на шелк с помощью воска или резерва и далее раскрашивается согласно замыслу. Обе техники можно сочетать друг с другом.

Некоторые новички (таким была и я) неправильно считают горячим батиком закрепление красок паром, т.к. здесь присутствует «горячий» элемент — высокая температура водяной бани.

Горячий батик
Это древнее ремесло окрашивания тканей природными красителями, при котором рисунок наносится на белую или окрашенную ткань горячим воском.
Воск наносится на ткань специальным инструментом чантингом, пропитывает ткань насквозь, поэтому окрашиваются только свободные участки ткани. После высыхания краски воск растапливается и удаляется из ткани, оставляя рисунок не закрашенным.

Горячий батик Аллы Рассоловой "Городские зарисовки"

Горячий батик Аллы Рассоловой «Городские зарисовки»

Холодный батик

Сравнительно молодая техника росписи, зародилась она в России в эпоху модерна на рубеже 19-20 вв., когда в связи с развитием химического производства был изобретен резервирующий состав на основе резинового клея. Он не требовал разогрева, как воск, а выполнял те же функции барьера-разделителя красок на ткани.  Называется этот резерв гутта, благодаря ему батик стал общедоступен.  Подробнее об этой технике будет позже (статья в разработке, загляните позже или поделитесь информацией, если вы специалист в этой области).

Холодный батик Елены Рипа по мотивам картин Альфонса Мухи

Холодный батик Елены Рипа по мотивам картин Альфонса Мухи

Узелковый батик

Это также старинный вид окрашивания тканей.  Эта техника не требует никаких специальных приспособлений и материалов, кроме ткани и красок. Самая простая и дешевая ткань, расписанная этим способом, становится уникальной, т.к. повторить полученный узор невозможно.  Название техники происходит от завязывания узелков на ткани в различных комбинациях и последующее окрашивание. В разных странах приемы завязывания узелков или складывания ткани имеет свои традиции. В Индии эту технику называют бандана. В Японии — шибори. Подробно рассмотрим эту технику в других статьях.

Узелковый батик Копыловой Надежды

Узелковый батик Копыловой Надежды

Свободная техника росписи

Название говорит само за себя. Здесь контурная техника отступает на второй план, она может применяться, но как дополнение к свободной. При росписи краски смешиваются свободно. Если смешение красок не требуется, то ткань грунтуют, чтобы краски не растекались, и рисуют, как по бумаге.

Свободная роспись по шелку Маврычевой Л.Г. "Павлик"

Свободная роспись по шелку Маврычевой Л.Г. «Павлик»

В статье использованы работы:

Рассоловой Аллы

Елены Рипы

Копыловой Надежды

Маврычевой Любови

Поделитесь с друзьями, если статья понравилась:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Навигация

Предыдущая статья: ←